История Басманного района (Бывшая немецкая слобода)

Бизнес центр «На Бауманской» расположен в центре исторического района Москвы — Немецкая слобода. Удица Фридриха Энгельса проходит рядом с

тем местом, где в XVI—XVII находился Немецкий рынок.

Ранее улица Фридриха Энгельса называлась Ирининская улица по храму святой великомученицы Ирины. Переименована в 1922 в честь Фридриха

Энгельса — немецкого философа-материалиста.

Офисный центр «На Бауманской» окружают старинные особняки, церкви, пешеходная зона.

Многие полагают, что название немецкая слобода связана с немцами. Это не совсем так. В старину на Руси «немцами» называли иностранцев, отсюда и

название слободы – немецкая, то есть место, где жили «немые» — не знающие русского языка иноземцы.

Располагалась слобода в Москве на правом берегу реки Яузы в районе современной Бауманской улицы. По слободе протекал ручей Кукуй, поэтому и саму

слободу назвали Кукуем. До наших дней сохранились лишь два архитектурных памятника той эпохи.


Это Лефортовский дворец конца 17 века

века и так называемый Слободской дворец 18 века.

Первыми иноземцами, которые появились в Москве, были купцы. Лежащая на оживленном перекрестке торговых путей между Западом и Востоком, Москва издавна

привлекала купеческий люд. В свою очередь правители Москвы всячески приветствовали торговлю иноземцев, давали им льготы.

Так при Иване III стали приглашать к проживанию и работе нужных иноземцев.

При сыне Ивана III – Василии, количество иноземцев, принятых на московскую службу, значительно увеличивается. Появляется новый разряд – военные. Для иноземных

солдат Василий основывает особую слободу в Замоскворечье, которая получила забавное название Налейка или Наливки. Располагалась эта слобода в районе

современных Спасоналивковских переулков.


Название своё получила от глагола «наливать». Иноземным солдатам дозволялось пить спиртное в любое время, тогда как местным жителям разрешалось только по

большим праздникам. Вот иностранцы и «наливались» в любое время дня круглый год. Поэтому главным мотивом основания слободы было желание оградить москвичей от

тлетворных западных привычек. Слобода Наливки стала первым иноземным поселением, территориально обособленным от московского посада.

При Иване Грозном на смену слободе Наливки в Москве появилась немецкая колония. Во время войны с тевтонским орденом московским правителям пришла мысль

использовать пленных как рабочую силу. Основную массу пленных составляли ливонские немцы. Их поселили в отдельной слободе на берегу реки Яузы.

В 1575 году с дозволения царя ими была выстроена первая в Москве лютеранская церковь.

Правда, просуществовала она недолго. Через 5 лет разгневанный за что-то на немцев царь наслал на слободу опричников, которые разорили дома и разрушили церковь.

Вновь церковь в слободе была отстроена уже при Борисе Годунове. Борис всячески старался привлекать иноземцев на службу в Москву, он чрезвычайно благоволил

выходцам из Ливонии и немцам вообще. В его царствование население слободы выросло и стало походить на настоящий немецкий городок.

Новоиноземная слобода (так она официально называлась) образовалась на том месте, где было немецкое поселение в конце 16-го, начале 17-го веков. Эта территория

прилегала к правому берегу Яузы и соприкасалась с Басманными слободами, дворцовыми селами Покровским и Преображенским.

Слобода отстроилась быстро. При переселении каждый житель получил земельный участок. Тем, у кого в городе были деревянные дома, велели их разобрать и перенести

в слободу. Первое время все дома были деревянными, но со временем появились и каменные.

Немецкая слобода по своему этническому составу была очень разнородной. В ней были представлены почти все западноевропейские народы французы и англичане,

шведы и голландцы, итальянцы и немцы. Последних было большинство, поэтому их язык был в слободе господствующим.

По роду занятий население слободы было также неоднородно как и этнически. Изначально преобладали военные. Московские власти практиковали найм на службу

европейских военных инструкторов. Офицерам платили хорошо, и они были весьма зажиточными людьми.

Но первое место по размерам казенного вознаграждения занимали врачи. В 16-17 веках докторов-иноземцев начали выписывать из Европы для царской семьи. Немало

получали и аптекари, которые состояли на службе в Аптекарском приказе. Память об аптекарях, живших в немецкой слободе, сохранилась в названии Аптекарского

переулка.

Другую группу слободского населения составляли иноземные торговцы. Многие купцы благодаря коммерческой сноровке и льготам наживали в России огромные

состояния.

Немецкая слобода и ее обитатели сыграли весьма заметную роль в истории России. Вспоминаются слова русского историка С. Соловьева о том, что «немецкая слобода –

это ступень к Петербургу, как Владимир когда-то стал ступенью к Москве».

После того, как Петр I перенес столицу на берега Невы, многие его сподвижники, жившие в немецкой слободе, вслед за царем перебираются в Санкт-Петербург. Сразу же

меняется как национальный, так и социальный состав слободы. В ней начинают селиться богатые и знатные русские.

В советское время история района

связывалась в первую очередь с деятельностью революционеров . Так, в октябре 1905 года здесь находился московский комитет РСДРП.

Позднее на территории района существовало множество научных и культурных учреждений: ВАСХНИЛ и 30 научно-исследовательских институтов.